Юджин Эли. Морской летчик номер один. | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Юджин Эли. Морской летчик номер один. | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

авиация, история, Федоров, ас, война, истребитель, летчик

авиация, история, Федоров, ас, война, истребитель, летчик

Д.Курочкин, "Наш следопыт", № 12 (118), 2003 г.

Морской летчик номер один

Впервые в истории аэроплан взлетает с палубы корабля. 14 ноября 1910 г.
Впервые в истории аэроплан взлетает с палубы корабля. 14 ноября 1910 г.
Впервые в истории аэроплан взлетает с палубы корабля. 14 ноября 1910 г.

...Самолет покатился по помосту и, достигнув его края, скользнул вниз. Стоявшие на палубе люди затаили дыхание... Но несколько минут спустя все снова увидели аэроплан: он медленно набирал высоту...

Первые успехи "сухопутных" летчиков заставили моряков всерьез задуматься о возможности базирования самолета на корабль. Воздушные шары, ранее применявшиеся на крейсерах в целях разведки, были в буквальном смысле слова привязаны к своему кораблю, самолет же предоставлен в воздухе самому себе и поэтому казался более подходящим для этого средством.

И вот в начале сентября 1910 года морской министр США дал своему помощнику по материальному снабжению поручение проанализировать возможности аэропланов с точки зрения их пригодности для нужд флота. Помощник (его звали Вашингтон Ирвинг Чамберс) подошел к делу серьезно. Новое поручение захватило его, он развил бурную деятельность, результатом которой стал весьма толковый доклад. Отдавая должное стремительному развитию авиации, Чамберс полагал - и совершенно справедливо, - что в воздушных боях аэропланы еще малоэффективны (Напомним, что эра авиации началась в 1903 году полетом братьев Райт, меньше чем за семь лет до описываемых событий - Ред.) Но для морской разведки они были бы незаменимы. Оставалось только выяснить самый насущный вопрос - способны ли аэропланы взлетать и садиться на корабль.

Конкуренты

Идея приспособить воздухоплавательные аппараты для нужд военного флота появилась еще в XIX в. Предполагалось использовать для разведки аэростаты, поднимающиеся с плавучей базы. Первопроходцами и здесь были американцы. Во время Гражданской войны в США (1861-1865 гг.) и северяне и южане оснастили соответствующим оборудованием несколько пароходов и барж. Это были вспомогательные суда, но со временем стали появляться проекты боевых кораблей, оснащенных воздушными шарами. И не только проекты - французы в 1898 г. переоборудовали крейсер "Foudre", который и стал первым специальным крейсером-аэростатоносцем. Он имел на юте достаточно места для размещения аэростата, который был хорошо защищен от ветра высокими фальшбортами. Это позволяло крейсеру совершать переходы с наполненным шаром даже в свежую погоду. Юджин Эли и Гленн Кертисс на борту первого аэроплана американского флота. 1911 г.
Юджин Эли и Гленн Кертисс на борту первого аэроплана американского флота. 1911 г.

Проволочки с авиационно-корабельными экспериментами были недопустимы. Идея использования аэропланов для морской разведки лежала на поверхности, держава, флот которой первым сможет воплотить ее в жизнь, получила бы значительное преимущество. И действительно, до Чамберса дошла информация, что пароходная компания "Гамбург-Америка" совместно с газетой "World" намерена приобрести самолет, чтобы он совершал полеты с одного из лайнеров компании. Внешне цель испытаний выглядела вполне безобидно - улучшение почтовой службы, но имелись серьезные подозрения, что за спиной "Гамбург-Америки" стоит германский военный флот, что под видом почтовых полетов немцы также хотят проверить возможность базирования аэроплана на корабль. В эксперименте принимал участие пилот-испытатель Мак-Карди, который раньше работал в фирме прославленного авиаконструктора Кертисса. Первый полет был назначен на 5 ноября 1910 года, но его пришлось отложить из-за плохой погоды.

Это известие подстегнуло Чамберса. Он бросился на авиационную выставку в Хейтроп, где проводились демонстрационные полеты братьев Райт. У Чамберса были грандиозные планы - он намеревался привлечь к испытаниям патриарха воздухоплавания Уилбера Райта. Райт отказался наотрез, но Чамберсу повезло - согласие на безумную авантюру дал молодой пилот, бывший автогонщик Юджин Эли.

Полет назначили на 19 ноября. Для испытаний флот выделил легкий крейсер "Бирмингем". Матросы были немало удивлены, когда их заставили сооружать на носу крейсера наклонную площадку из досок. А когда на нее взгромоздили хрупкий самолет из реек и полотна, они окончательно убедились, что командование флота в полном составе сошло с ума.

Тем временем тандем "Гамбург-Америка" - газета "World"» предпринял отчаянную попытку опередить конкурентов, не желая уступать им лавры первопроходцев. Для полета спешно подготовили пассажирский лайнер, 12 ноября Мак-Карди запустил мотор своего самолета, пропеллер бешено завертелся и... зацепил канистру с маслом, оставленную кем-то на взлетной площадке. Одна лопасть отлетела, а запасного винта не было. Полет снова пришлось отложить.

Чамберс решил больше не давать шансов соперникам.

Эли в воздухе!

Рано утром 14 ноября "Бирмингем" направился в залив Чесапик. Погода явно не благоприятствовала полетам. Небо затянули тучи, шел сильный дождь. Днем облака разошлись, дождь прекратился. Около 15.00 был дан приказ готовиться к взлету. Крейсер еще не успел дать ход, чтобы облегчить взлет самолета, а у Эли уже кончилось терпение. Он дал полный газ - и самолет покатился по наклонной плоскости весьма скромных размеров (примерно 25 метров в длину и 7 - в ширину)... При отрыве от палубы пилот потерял управление, и самолет едва не рухнул, но лишь зацепил воду винтом. Лопасти треснули, но выдержали. Вверх поднялся фонтан брызг, струи воды текли по очкам-консервам пилота, он почти ослеп, но мотор уверенно тянул. Юджину удалось набрать высоту. Пролетев две с половиной мили, отважный летчик посадил машину на песчаный пляж.

Погрузка аэроплана русской морской авиации на борт крейсера "Кагул" (1914). За штурвалом — лейтенант В.В. Утгоф.
Западные державы отнюдь не намного опережали русский флот в экспериментах с воздухоплаванием. На Финском заливе в поисках пропавшего броненосца "Русалка" (1894) принимал участие транспорт "Самоед", оснащенный воздушным шаром. Была предпринята попытка создания специального корабля-"аэростатоносца". В 1904 г., когда шла подготовка к походу II Тихоокеанской эскадры, бывший флотский офицер граф С.А. Строганов решил приобрести для флота "вполне оборудованное судно". Выбор командующего эскадрой 3.П. Рожественского пал на "воздухоплавательный разведчик". Для этой цели в Германии был приобретен и переоборудован пароход. Из-за технических недоработок корабль в боевых действиях не участвовал, но отработка запуска аэростатов на нем проводилась активно (258 подъемов). Не отставал наш флот и после наступления "эры аэропланов". На фотографии изображен один из первых аэропланов русской морской авиации на борту крейсера "Кагул" (1914). За штурвалом — лейтенант В.В. Утгоф.

Можно было считать доказанным: самолет может взлетать с корабля. Отвага Юджина Эли и рвение Чамбера не пропали даром. Однако взлететь - это еще не все, требовалось, чтобы после выполнения задания самолет вновь возвращался на корабль.

Новое испытание проводилось в бухте Сан-Франциско на броненосном крейсере "Пенсильвания". На корме крейсера соорудили деревянную платформу для посадки аэроплана, а поперек нее натянули двадцать два стальных троса с прикрепленными к ним мешками с песком. Крюк, расположенный под фюзеляжем самолета, должен был при посадке зацепиться за тросы, а волочащиеся по палубе мешки - окончательно остановить крылатую машину.

18 января 1911 года Эли взлетел с аэродрома Сан-Франциско в 12 милях от стоянки флота и не сколько минут спустя посадил свой самолет на палубу крейсера. Затем Эли вновь поднял машину в воздух и сел на том же аэродроме, с которого стартовал чуть больше часа назад. На банкете, устроенном в честь этого события, командир крейсера выразился возвышенно: "Это самая замечательная посадка с того дня, как голубь вернулся на Ноев ковчег".

"Признание"

Судьба Юджина Эли, морского летчика номер один, сложилась трагически. В конце 1911 года он погиб в авиационной катастрофе. К тому времени единственной его наградой за совершенный подвиг было благодарственное письмо морского министра. Лишь спустя почти четверть века его заслуги в деле создания палубной авиации были наконец оценены по достоинству. Он был посмертно награжден медалью "За отличие".

Энтузиазм Вашингтона Чамберса не остыл со временем Он освоил управление аэропланом и получил диплом морского летчика за номером два.

P.S. Гленн Хаммонд Кертисс (см фото вверху) родился 21 мая 1878 г в США. Когда ему исполнилось 23 года, он основал компанию по производству велосипедов. Одновременно Кертисс увлекся мотоциклами и мотоциклетными гонками - он даже установил мировой рекорд скорости езды на двухколесной машине (1907 г). От мотоциклов талантливый изобретатель перешел к работе в области воздухоплавания. В период с 1909 по 1929 г Кертисс организовал ряд компаний по производству аэропланов и авиадвигателей, последней из которых стала знаменитая "Кертис-Райт компани". Герой нашего очерка Юджин Эли осуществил свой полет на самолете "Model D" конструкции Кертисса, его последователи, первые летчики ВМФ США также сохраняли "верность фирме". Прожив кипучую, насыщенную интересными событиями жизнь, Г. Кертисс скончался в Буффало 23 июля 1930 г

Форумобсудить на форуме
 

авиация, история, Федоров, ас, война, истребитель, летчик
авиация, история, Федоров, ас, война, истребитель, летчик
Home pageHomeАвиацияМорской летчик номер одинМорской летчик номер один авиация, история, Федоров, ас, война, истребитель, летчик