Германские подлодки XXI и XXIII серий («электролодки»), ч.2 | История флота | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Германские подлодки XXI и XXIII серий («электролодки»), ч.2 | История флота | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине

подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине

Для выпуска конструкторской документации и координации работ предприятий, участвующих в строительстве лодок и поставках оборудования в сентябре 1943 г. было организовано специальное конструкторское бюро Ingenieurbüro Gluckaüf. Его директором был назначен один из инициаторов создания ПЛ XXI серии — Х. Эльфкен. К концу 1943 г. в штат бюро входили 1200 человек, рабочий день которых длился 12 часов при трех выходных днях в месяц. Оно расположилось в центре Германии в безопасных от бомбардировок горных городках Бланкенбурге (конструкторские подразделения бюро) и Хальберштадте (отделы по координации работ и управлению программой строительства серийных ПЛ). Оперативные группы специалистов бюро имелись на всех верфях и крупных предприятиях-поставщиках, участвующих в создании ПЛ XXI, XXIII и XXVI серий.

Спуск на воду подлодки XXI серии на верфи «Deschimag AG Weser»
Спуск на воду подлодки XXI серии на верфи «Deschimag AG Weser»

В начале декабря 1943 г. бюро в основном завершило разработку проектных материалов ПЛ XXI серии, выпустив менее чем за 4 месяца 18400 рабочих чертежей. В Бланкенбурге изготовили деревянный макет ПЛ в натуральную величину, на котором отрабатывалась компоновка помещений, уточнялась последовательность монтажа оборудования, снимались шаблоны для предварительного изготовления всех трубопроводов, имевших диаметр более 30 мм.

Согласно разработанной в бюро документации, корпус лодки XXI серии делился на 9 блоков. Корпусные конструкции («сырые» секции) для каждого из них изготавливались на четырех предприятиях, большая часть которых располагалась в центральной Германии. Как правило, это были машиностроительные предприятия, ранее не связанные с кораблестроением. Например, корпусные конструкции носовой оконечности (блок №: 8) изготавливал завод саперного оборудования. Каждое предприятие (кроме одного) специализировалось на производстве единственного типа блоков. Таким образом, к изготовлению корпусных конструкций было привлечено 35 предприятий. В отличие от остальных, блок №: 9 (надстройка и ограждение рубки) изготавливался сразу полностью, минуя фазу насыщения. При изготовлении корпусов широко применялась сварка. Проверка качества сварных швов прочного корпуса осуществлялась их стопроцентным рентгенографированием.

Заказы на производство корпусных конструкций .были выданы уже в августе 1943 г., и далее порядок их изготовления подчинялся жесткому расписанию. Его девизом было «точно в срок», не допуская ни опозданий (что понятно), ни опережений. Последнее условие имело целью исключить риск уничтожения секций при хранении на верфях, подвергавшихся авианалетам.

Разработанный график отводил на строительство каждой лодки 6 месяцев (176 дней):

  • 16 дней — прокат металла и его транспортировка;
  • 40 дней — изготовление деталей корпусных конструкций и сборка «сырых» секций;
  • 5 дней — транспортировка корпусных блоков на верфь для монтажа оборудования;
  • 5 дней — монтаж оборудования в блоках;
  • 4 дня — транспортировка блоков на сборочную верфь;
  • 50 дней — сборка ПЛ из блоков (стапельные работы);
  • спуск;
  • 6 дней — достроечные работы на плаву;
  • 5 дней — заводские ходовые испытания.

Пост управления гребными электродвигателями ПЛ XXI серии
Пост управления гребными электродвигателями ПЛ XXI серии

Перевозка блоков, масса которых составляла 70—130 т, с одного предприятия на другое осуществлялась на понтонах по внутренним водным путям.

Окончательную сборку и сдачу лодок XXI серии должны были вести 3 сборочные верфи: «Blohm & Voß» (Гамбург), «Deschimag AG Weser» (Бремен) и «Schichau» (Данциг). Блоки с установленными в них механизмами и оборудованием выстраивались на стапеле друг за другом. Точность установки блоков контролировалась по двум световым линиям носовых и кормовых отсеков. Для этого в переборках высверливались находившиеся на одной оси отверстия малого диаметра. При соединении блоков через эти отверстия из концевого отсека должен был быть виден свет в центральном посту. После соединения и сварки блоков устанавливались забойные части легкого корпуса, закрывающие районы монтажных стыков прочного корпуса, производился монтаж валопровода, соединение трубопроводов и сращивание магистральных кабелей, устанавливались перископы, антенны, «шнорхель», загружались элементы аккумуляторной батареи. Лодка окрашивалась и спускалась на воду. На плаву монтировалось артиллерийское вооружение и мелкое оборудование.

Внедрение новой технологии позволило существенно (на 20-40% чем у близких к ним по водоизмещению ПЛ IXD2 серии) сократить трудоемкость строительства ПЛ XXI серии. По своей стоимости (5,75 млн. марок) ПЛ XXI серии практически не отличались от лодок среднего водоизмещения VIIC серии.

Первоначально к концу 1944 г. намечалось выйти на темп ежемесячной сдачи флоту тридцать восемь ПЛ. Однако параллельное развертывание программы строительства малых лодок XXIII серии уменьшило этот показатель до 33 лодок в месяц. В 1944 г. темп строительства вторично подвергся корректировке и был сокращен до 22 ПЛ в месяц в связи с включением в программу кораблестроения Г. Вальтера средних лодок XXVI серии. Планы, принимавшиеся летом и осенью 1944 г., предусматривали полное прекращение строительства ПЛ старых типов (различных модификаций VII и IX серий) и выход во второй половине 1945 г. на ежемесячную сдачу 44 лодок новых проектов, включая 22 большие ПЛ XXI серии, 12 средних ПЛ XXVI серии и 10 малых ПЛ XXIII серии. Все эти лодки должны были строиться блочно-модульным методом. В целом программа предусматривала строительство 580 лодок XXI серии, 100 — XXVI серии и 260 — XXIII серии, а также 1000 сверхмалых ПЛ типа «Seehund».

Подводная лодка XXI серии, сечение по 32,0 шп. (см. в нос)
Подводная лодка XXI серии, сечение по 32,0 шп. (см. в нос)
1 — аккумуляторная яма; 2 — топливная цистерна; 3 — цистерна главного балласта; 4 — жилое помещение; 5 — воздухозаборная шахта для дизелей; 6 — ограждение рубки; 7 — 20-мм артустановка Flak C/38; 8 — трубопровод корабельной вентиляции; 9 — заместительная цистерна

Несмотря на высокий темп работ, планы О. Меркера по сдаче первых ПЛ XXI серии в апреле 1944 г. не оправдались. График срывался как из-за сбоев в поставках оборудования и отставания в готовности блоков, так и из-за потерь, наносимых бомбардировками авиации союзников. В результате спуск на воду первой лодки XXI серии состоялся в Данциге только 19 апреля. Стремление сделать подарок к 55-летию А. Гитлера побудило руководство верфи «Schichau» провести спуск ПЛ U-3501 при недостаточной степени готовности. Достройка затянулась, и U-3501 была передана флоту только в июле 1944 года. Другая верфь — «Blohm & Voß» — не пошла по пути «шумовых эффектов» при спуске и сдала свою первую лодку U-2501 на месяц раньше «Schichau» — 15 июня.

Во время испытаний головных ПЛ XXI серии стали выявляться недостатки проекта, которые обуславливались, главным образом, спешкой развертывания строительства и недостаточной отработкой вновь созданного оборудования. Правда, по шести первых подводных лодок на каждой верфи изначально предполагалось использовать в качестве опытных кораблей для проведения испытаний, выявления замечаний, отработки конструкции и подготовки экипажей.

Выяснилось, что у лодок XXI серии имеется ряд серьезных недостатков в проектных решениях по энергетической установке. Так оказалось, что при реверсе гребных электродвигателей находящиеся на одном валу с ними дизели через систему газовыхлопа всасывают забортную воду. Это привело к повреждению дизелей на трех ПЛ. При ходе под дизелями вращение передавалось и якорям главных электродвигателей, что приводило к непроизводительной потере мощности. В режиме движения под «шнорхелем» оказалось невозможным развить полную мощность дизелей. Кроме проблем с конструкцией самого «шнорхеля» и высокой шумностью компрессоров испытания выявили повышенную вибрацию «шнорхеля» и перископов на скоростях свыше 10 уз (требуемая скорость — 12 уз). Угроза повреждения подъемно-мачтовых устройств и невозможность вести наблюдение за окружающей обстановкой заставили ограничить скорость движения лодки под «шнорхелем» шестью узлами.

Группы аккумуляторных батарей соединялись последовательно для создания требуемого для главных гребных электродвигателей напряжения 360 В. Питание общекорабельных потребителей осуществлялось током напряжением 120 В от отдельных групп батарей. Это приводило к неравномерному разряду различных групп. При зарядке же последовательно соединенных групп заряжалась сначала наименее разряженная группа, а после нее более разряженные. В результате в реальных боевых условиях, при ограниченном времени зарядки, оказалось практически невозможным полностью и равномерно зарядить все группы батареи.

Недостаточно эффективной показала себя система дожигания водорода, выделяемого аккумуляторной батареей. Это привело к взрыву водородно-воздушной смеси на ПЛ U-3002.

При движении с большими скоростями под главными электродвигателями магнитное поле корабля возрастало настолько, что обеспечить требуемую защищенность ПЛ от магнитных мин оказалось невозможно.

ПЛ U-2501 после спуска на воду, май 1944 г
ПЛ U-2501 после спуска на воду, май 1944 г

Несмотря на создание натурного макета, выявился ряд компоновочных просчетов. Например, отсутствовал доступ для обслуживания компрессоров и ряда вспомогательных механизмов энергетической установки. В то же время баллоны воздуха высокого давления, не требующие обслуживания, имели свободный доступ. Прокладка трубопровода осушительной системы была выполнена так, что в нем образовывались воздушные мешки.

Много хлопот причинили и потребовали кропотливой доводки новые зенитно-артиллерийские установки, сложная и разветвленная система гидравлики, другие механизмы и устройства. Все это затянуло процесс испытаний и освоения подводных лодок экипажами.

На скоростные испытания лодки удалось вывести только в конце 1944 г. 21 ноября U-3005 развила в надводном положении под дизелями максимальную скорость 15,23 уз при частоте вращения гребных винтов 486 об/мин — на 0,4 уз меньше, чем ожидалось по расчету. При совместной работе дизелей и главных электродвигателей ПЛ U-3507 в середине декабря достигла максимальной надводной скорости 18,08 уз (544 об/мин). Под «шнорхелем» U-3503 показала скорость 10,4 уз (395 об/мин). При зарядке аккумуляторных батарей в перископном положении под «шнорхелем» (один дизель работал на ход, другой — на зарядку) максимальная скорость составила 5,6 уз. Эта скорость, как уже отмечалось, соответствовала ограничениям по вибрации перископов и возможности контроля с их помощью надводной обстановки.

В подводном положении лодки XXI серии также не сумели развить расчетную скорость и получить требуемую дальность плавания. Уже стендовые испытания показали, что аккумуляторная батарея из-за разряда не может поддерживать номинальную мощность главных электродвигателей (2500 л.с.) даже в течение одного часа (вместо полутора часов по проекту). Возможности батареи ограничивались поддержанием мощности 2240 л.с. только в течение 20 мин. или 2105 л.с. на протяжении 50 мин.

В ноябре 1944 г. U-3506 развила при движении на глубине 20 м скорость 15,93 уз при частоте вращения гребных винтов 316 об/мин, не дотянув до расчетной скорости 2 уз.

ПЛ XXI серии. Гамбург, май 1945 г
ПЛ XXI серии. Гамбург, май 1945 г

Анализ показал, что одной из основных причин этого является большое количество шпигатов и вентиляционных отверстий, выполненных в надстройке ПЛ для достижения заданного времени погружения 20 сек. После сокращения площади шпигатов на две трети другой ПЛ U-3507 удалось развить скорость 17,2 уз. В конце ноября эта же лодка с сокращенной на одну треть площадью шпигатов сумела развить скорость 16,8 уз и поддерживать ее в течение 20 мин; в течение часа ПЛ U-3507 поддерживала скорость 16,5 уз. Такая площадь шпигатов была рекомендована и для других лодок XXI серии. При этом достигнутая скорость полного подводного хода была на 1,5 уз меньше расчетной. Под электродвигателями подкрадывания была получена расчетная скорость 6,1 уз при частоте вращения винтов 123 об/мин.

Глубоководные испытания ПЛ XXI серии были проведены в норвежских фиордах только в 1945 г., в последние месяцы и дни войны. Их значимость определялась отсутствием надежных расчетных методик для района прочного корпуса, имевшего форму «восьмерки». Модельные испытания, выполненные на «Germaniawerft», вызвали сомнения в прочности этого участка. Ожидалось, что предельная (испытательная) глубина погружения могла оказаться на 10% меньше.

Испытания U-2511, погрузившейся в марте 1945 г. на 160 м, показали, что «восьмерка» успешно выдерживает нагрузку. В то же время оказалось необходимым по условиям местной прочности подкрепить ряд конструкций и, в частности, торпедопогрузочный люк. После выполнения этих работ ПЛ U-2506 без особых проблем погрузилась на глубину 220 м, превысив на 10% величину проектной испытательной глубины, а буквально накануне капитуляции 8 мая U-2529 подтвердила прочностные качества корпуса, повторно достигнув этой же глубины. Таким образом, проектная прочность корпуса новой формы была проверена фактическими испытаниями.

Но вернемся назад в 1944 год. Война вступала в завершающую фазу. Закрепляя сложившийся военно-экономический перевес, западные союзники подвергли мощным бомбардировкам индустриальные центры Германии. В феврале серьезный урон был нанесен предприятиям «Siemens Schukert Werke AG» и «MAN», изготавливавшим гребные электродвигатели и дизели. Понеся серьезный ущерб, эти ключевые предприятия уже не могли обеспечить выполнение первоначальных планов ни по темпу строительства лодок, ни по их количеству.

Подводная лодка XXI серии на испытаниях
Подводная лодка XXI серии на испытаниях

Подвергались бомбардировкам сборочные верфи и лодки, находившиеся на стапелях и в достройке на плаву. В июле 1944 г. в Гамбурге была повреждена U-2503, в Бремене — U-3009, в ноябре получили повреждения U-2529 и U-2532. Особенно ожесточенными и целенаправленными действия английской авиации стали в конце 1944 г.

С декабря и до конца войны на верфи и тыловые базы подводных лодок было совершено около 140 авианалетов. Удалось уничтожить 17 и повредить более 20 подводных лодок XXI серии. При этом проявился недостаток принятой системы строительства — производство слабонасыщенных оборудованием и относительно малоценных корпусных секций ПЛ было рассредоточено и не могло понести от бомбардировок серьезного ущерба для программы в целом, но на конечном этапе готовые блоки и почти завершенные строительством лодки концентрировались на открытых стапелях трех сборочных верфей со слабой системой противовоздушной обороны. Эту уязвимость было решено устранить за счет перевода сборочных линий в мощные железобетонные бункеры-укрытия.

С 1940 г. подобные укрытия возводились на территории Германии, Франции и Норвегии для защиты от ударов авиации лодок, стоящих в передовых базах. Затем укрытия стали строиться и на верфях для защиты спущенных на воду ПЛ в период их достройки. Постепенно переводилось в укрытия производство вспомогательных верфей, осуществлявших монтаж оборудования в блоках.

Укрытие «Elbe II». На переднем плане — подводная лодка U-2501. Гамбург, май 1945 г
Укрытие «Elbe II». На переднем плане — подводная лодка U-2501. Гамбург, май 1945 г

Для размещения сборочной линии ПЛ XXI серии было решено использовать одно из самых крупных и мощных укрытий «Valentin» вблизи Бремена. Это укрытие имело длину 450 м и ширину 100 м. Толщина его бетонных стен достигала 3-4,5 м, перекрытий — до 7,3 м, что позволяло выдерживать удары десятитонных авиабомб. Внутри укрытия, как на автозаводе, был организован сборочный конвейер с тринадцатью построечными позициями, каждая из которых предназначалась для выполнения определенных операций. Перемещаясь от одной позиции к другой, лодки собирались из блоков и последовательно доводились до спусковой готовности. В конце сборочная линия выходила в док-камеру, в которой ПЛ спускались на воду. На последней 13-й позиции у стенки достроечной набережной проводились завершающие строительные операции, выполнялись вывеска и кренование лодок.

Для проведения ходовых испытаний ПЛ выводились из укрытия через бронированные двери и по реке Везер выходили в Северное море. Согласно строительному графику, вывод готовых ПЛ XXI серии из укрытия «Valentin» должен был производиться через каждые 56 часов.

Однако полностью реализовать намеченные планы и организовать строительство ПЛ XXI серии в бункерах-укрытиях немцам не удалось. К тому же в конце марта 1945 г. английские летчики сумели поразить «ахиллесову пяту» укрытия «Valentin» — район 5-й и 8- й построечных позиций, где толщина перекрытия была минимальна и составляла 4,5 м. Две десятитонных авиабомбы окончательно остановили сборочный конвейер «электролодок».

Тем не менее до конца войны Германии удалось построить 119 ПЛ XXI серии (по другим данным — от 126 (U-2501 — U-2552, U-3001 — U-3044, U-3501 — U-3530) до 132(U-2501 — U-2552, U-3001 — U-3048, U-3050, U-3051, U-3501 — U-3530)). Среднемесячный темп ввода в строй составил 11 кораблей, причем наивысшей отметки — 28 ПЛ в месяц — он достиг в декабре 1944 г.

Британские войска, оккупировавшие Бремен и Вегесак, и Советская Армия, занявшая Данциг, обнаружили на верфях десятки недостроенных подводных лодок XXI серии и множество готовых блоков. Только в Гамбурге на верфи «Blohm & Voß», для того, чтобы освободить стапеля, по окончании войны было спущено на воду четырнадцать лодок. В Данциге в течение лета советскими специалистами было спущено двадцать подводных лодок, которые затем отвели в отечественные порты для планировавшейся, но так и не осуществленной достройки на собственных судостроительных предприятиях.

Прибрежные «электролодки»

Подводные лодки XXIII серии во многом повторили судьбу своих старших сестер — «электролодок» XXI серии. Х. Эльфкен предложил вместо малых парогазотурбинных ПЛ XXII серии создать прибрежные лодки с мощной электроэнергетической установкой. Вероятно, такая альтернатива поддерживалась определенными кругами Управления кораблестроения германского флота, которые сомневались в возможности скорого создания боеспособных ПЛ с установками Г. Вальтера. Веские основания к этому давали проблемы, возникшие в ходе строительства, а затем и начавшихся в октябре 1943 г. испытаний экспериментальных лодок типов Wa.201 и WK.202. Перспектива создания в короткий срок современной подводной лодки с привычной дизель-электрической силовой установкой, не требующей длительной доводки и создания инфраструктуры снабжения концентрированной перекисью водорода, представлялась весьма заманчивой.

Постройка подводной лодки XXIII серии
Постройка подводной лодки XXIII серии
Предложения по малой «электролодке» были высказаны гроссадмиралу К. Деницу в июне 1943 г. во время рассмотрения проекта XXI серии. Главнокомандующий одобрил идею, но поставил два условия: лодка должна вооружаться стандартными семиметровыми торпедами (вместо специальных укороченных торпед длиной 5,5 м у малых ПЛ XXII серии) и должна быть приспособлена к транспортировке по железной дороге. Этим был дан старт разработке проекта, получившего обозначение XXIII серия. На проектные работы, выполнявшиеся под руководством А. Грима, отводилось чуть больше месяца.

В начале августа 1943 г. проект ПЛ XXIII серии был представлен А. Гитлеру. Энергетическая установка прибрежной лодки строилась на тех же принципах, что и у океанской ПЛ XXI серии. Но в части вооружения и средств наблюдения малое водоизмещение не позволило применить в проекте многие технические нововведения, и в этом отношении ПЛ XXIII серии сохранила черты традиционных лодок. Такой симбиоз технических решений подводных лодок двух поколений привел к тому, что малые ПЛ оказались технически более простыми и должны были использоваться в рамках традиционной тактики. Впоследствии это положительно сказалось на сроках их освоения подводниками и приведения в боевую готовность.

На малой лодке было решено применить одновальную энергетическую установку, в которую входили:

  • шестицилиндровый дизель RS348 мощностью 580 л.с, созданный для дизель-генераторов линкоров типа «Bismark» и испытанный на ПЛ IXD2 серии;
  • главный гребной электродвигатель GU4463 мощностью 580 л.с, являвшийся форсированной модификацией ГЭД средней ПЛ VIIC серии;
  • ГЭД подкрадывания мощностью 35 л.с;
  • аккумуляторная батарея с одной группой из 62 двойных элементов типа 2x2IMAL740W (половина батареи океанской ПЛ IX серии), обеспечивающая напряжение 240 В.

Малая подводная лодка XXIII серии
Малая подводная лодка XXIII серии:
а — продольный разрез; б — вид сверху; в — план палубы; г — план трюма.
1 — вертикальный руль; 2 — электродвигагель подкрадывания; 3 — гребной электродвигатель GU 4463; 4 — дизель PS348; 5 — газовыхлопная шахта; 6 — шахта подачи воздуха для дизеля; 7 — устройство для работы дизеля под водой («шнорхель»); 8 — перископ; 9 — штыревая радиоантенна; 10 — контейнер спасательного плота; 11 — гирокомпас; 12 — жилые помещения; 13 — торпедный аппарат; 14 — обтекатель гидроакустической станции (ГАС) «GHG-Anlage»; 15 — аккумуляторные ямы; 16 — горизонтальные рули; 17 — центральный пост; 18 — рубка ГАС и радиорубка; 19 — редуктор; 20 — стабилизатор

Как и на ПЛ XXI серии, привод на валопровод от главных двигателей осуществлялся через понижающий редуктор, а от ГЭД подкрадывания — с помощью текстропной передачи. Лодка оснащалась «шнорхелем», повышавший ее скрытность при зарядке батареи и на переходах в перископном положении под дизелем.

Ожидалось, что в подводном положении лодка XXIII серии будет развивать скорость до 13 уз, что было в 1,75-1,8 раза больше, чем у других малых ПЛ, но на 7 уз меньше, чем обещал Г. Вальтер для своей ПЛ XXII серии. По дальности подводного плавания «электролодка» XXIII серии в 3-5 раз превосходила малые ПЛ II серии, но из-за меньшего запаса топлива несколько уступала лодкам последней модификации этой серии по дальности плавания под дизелем. Однако полученная дальность надводного хода была признана достаточной для подводной лодки прибрежного действия.

ПЛ XXIII серии вооружалась только двумя торпедными аппаратами для семиметровых торпед. Их зарядка производилась в базе через передние крышки, для чего требовалось создать дифферент на корму около 5°. Запасных торпед и зенитно-артиллерийского вооружения лодка не имела. Малый боекомплект торпед был, пожалуй, одним из самых серьезных недостатков. Имея две торпеды, «электролодка» могла выполнить, как правило, только одну атаку, после чего должна была возвращаться в базу даже без оружия для самообороны. В результате время совершения переходов могло превосходить продолжительность нахождения ПЛ в районе боевых действий. Кроме того известно, что наибольшие потери лодки несли именно на переходах из базы в район боевой позиции и обратно. Таким образом, потенциальный риск быть уничтоженной, по отношению к количеству атак за боевой поход, для ПЛ XXIII серии был выше, чем у других лодок. Фактическая же вероятность уничтожения могла снижаться за счет высокой скрытности этих ПЛ.

В отличие от лодок XXI серии малая «электролодка» оснащалась сокращенным комплектом средств наблюдения. Первичный поиск целей осуществлялся с помощью шумопеленгаторной станции «GHG-Anlag». Активного гидролокатора ПЛ XXIII серии не имела и необходимые для применения торпедного оружия данные целеуказания могли быть получены, как и на предшествующих ПЛ, только визуально с помощью перископа. Лодка не имела и поискового радиолокационного вооружения, что в конечный период войны можно расценивать, как существенный недостаток.

На большей части длины ПЛ XXIII серии имела однокорпусную конструкцию с поперечными сечениями в виде «восьмерки», в нижнем сегменте которой располагалась аккумуляторная батарея. В кормовой части корпус имел такую же форму и компоновку оперения, как и ПЛ XXII серии конструкции Г. Вальтера — плоская корма с вертикальным рулем, расположенным за гребным винтом, горизонтальными рулями и стабилизаторами в килевой части корпуса. В окончательной версии ПЛ практически не имела надстройки и при малом конструктивном запасе плавучести (около 10%) ее корпус довольно мало возвышался над водой. В то же время лодка имела относительно высокое ограждение рубки (около 3,6 м или почти 80% высоты корпуса), которое позволяло плавать в надводном положении даже в свежую погоду.

Прочный корпус делился легкой переборкой на две части. В кормовой части размещалась энергетическая установка — дизель, главный и малошумный электродвигатели, пост управления двигателями. В носовой части находились казенные части торпедных аппаратов, жилые помещения, центральный пост, радиорубка, гирокомпас и аккумуляторная батарея. Условия обитаемости были достаточно жесткими, но затесненность и ограниченное пространство всегда отличали подводные лодки, особенно столь малого водоизмещения.

Тактико-технические элементы океанских подводных лодок

Наименование элементов Тип подводной лодки, страна
IXD/42 серия, Германия XXI серия, Германия «Tang», США «Porpoise», Великобритания Проект 611, СССР
Главные размерения, м:
длина
ширина

87,6
7,5

76,7
6,6

82,0
8,3

90,0
8,1

90,5
7,5
Осадка средняя, м 5,4 6,3 5,5 4,6 5,01
Водоизмещение надводное нормальное, т 1616 1621 1821 2030 1831
Запас плавучести, % 11,6 12,6 24,0 18,2 28,3
Скорость хода, уз:
надводная
подводная

19,2
6,9

15,6
17,2

15,5
18,3

12,0
17,0

17,0
15,0
Дальность плавания
со скоростью, мили/уз
надводная
подводная


23700/12
57/4


11150/12
285/6


11500/10
129/3





22000/9,2
443/2,1
Главная энергетическая установка
(количество х мощность), л с
дизель
ГЭД
ГЭД подкрадывания


2×2200
2x500


2×2000
2x2500
2×113


2×2100
2x1600


2×1840
2x3000


3×2000
2×1350, 1×2700
1×140
Глубина погружения предельная, м 150 200 210 200
Торпедное вооружение:
носовые 533-мм ТА
кормовые 533-мм ТА
боекомплект, торпед

4
2
22

6

23

6
2
22

6
2
30

6
4
22
Артиллерийское вооружение
(число установок × число стволов
в установке — калибр, мм)

1×1 — 105
1×1 — 37

2×2 — 20



1×2 — 57
1×2 — 25
Автономность, сут 60 100 75
Экипаж, чел. 57 57 83 71 65

Тактико-технические элементы германских малых подводных лодок

Наименование элементов IID серия XXII серия ХХIII серия
Главные размерения, м:
длина
ширина

44,0
4,9

27,1
3,0

34,7
3,0
Осадка средняя 3,9 4,2 3,7
Водоизмещение надводное нормальное, т 314 155 234
Запас плавучести, % 15,9 10,3
Скорость хода, уз
надводная
подводная

12,7
7,4

7,0
20,1

9,7
12,5
Дальность плавания
со скоростью, мили / уз
надводная
подводная


3450/12
56/4


1550/6,5
96/20


2600/8
175/4
Главная энергетическая установка
(количество × мощность), л.с.:
дизель
ПГТУ
ГЭД
ГЭД подкрадывания


2×350

2×250


1×210
1×1850

1×77


1×580

1×580
1×35
Глубина погружения предельная, м 120 150
Торпедное вооружение
носовые 533-мм ТА
кормовые 533-мм ТА
боекомплект, торпед

3

3

2
1
3

2

2
Артиллерийское вооружение
(число — калибр, мм)

1 — 20


Автономность, сут 28 10
Экипаж, чел 25 12 14

Малые «электролодки», как и ПЛ XXI серии, предполагалось строить блочным методом. Для этого корпус ПЛ XXIII серии делился на 4 блока, каждый из которых мог перевозиться по железной дороге. По сравнению с тяжеловесными блоками лодок XXI серии, перевозившимися только на понтонах, это значительно упрощало транспортировку «сырых» секций (корпусных конструкций блоков) между машиностроительными предприятиями и верфями.

Полученные результаты разработки прибрежной «электролодки» удовлетворили гроссадмирала К. Деница, и в августе 1943 г. в негласном конкурсе между проектами ПЛ XXII и XXIII он сделал выбор в пользу «электролодок». Соображения минимального технического риска и реализуемости программы строительства в требуемые сроки перевесили потенциально более высокие боевые возможности малой ПЛ конструкции Г. Вальтера. Работы по XXII серии свернули, а сами лодки исключили из программы кораблестроения.

Первоначально предполагалось ежемесячно строить до 20 лодок XXIII серии, что по затратам было эквивалентно 5-6 океанским ПЛ. Основным строителем определили «Deutsche Werft» в Финкенвердере около Гамбурга. В августе 1943 г. этой верфи выдали контракт на постройку 140 ПЛ XXIII серии, из них 50 кораблей для Северного моря и прибрежных районов Атлантики она должна была строить сама, а 90 лодок для Средиземного и Черного морей намечалось собрать из готовых блоков на зарубежных верфях: по 30 ПЛ на верфях «Arsenal» в Тулоне и «Ansaldo» в Генуе и по 15 ПЛ на верфи «Contiere Riuniti» около Триеста и в Николаеве (рассматривался также вариант сборки ПЛ в Одессе).

Для ПЛ XXIII серии решили использовать ту же технологию строительства и кооперацию поставщиков «сырых» секций, что и для лодок XXI серии. На выпуск рабочих чертежей в бюро «Glückauf» и постройку первой ПЛ в Финкенвердере отводилось всего 7 месяцев. Головная ПЛ должна была вступить в строй в феврале 1944 г. Для строительства малых «электролодок» на «Deutsche Werft» использовался новый цех с четырьмя сборочными линиями, на которых проводилось насыщение «сырых» секций оборудованием, прокладка коммуникаций, сборка ПЛ из блоков и достроечные работы. Продолжительность этого технологического цикла определили в 8 недель. Выполнение всех монтажных работ и сборки на одной верфи отличало технологию постройки малых «электролодок» от организации строительства ПЛ XXI серии.

Однако и в этот раз первоначальные планы оказались нарушенными. Причины срыва становились стандартными — задержки изготовления и поставок оборудования, сложности освоения новой технологии, потери от авианалетов союзников. Кроме того, в ходе строительства выяснился серьезный просчет проектантов — фактическая нагрузка лодок превысила расчетную. Для компенсации перегрузки и увеличения плавучести в районе носовых помещений потребовалось врезать дополнительную секцию 3А длиной 2,2 м, получившую «в честь» виновника просчета, директора бюро «Glückauf» название «Эльфкен-секция». И хотя водоизмещение возросло почти на 20 т (около 10%), в результате такого конфуза условия размещения аккумуляторной батареи и жилых помещений заметно улучшились. Блочный метод проектирования и постройки позволил без существенных конструктивных проблем пережить эту метаморфозу.

Из-за задержек сборка головной ПЛ U2321 была начата на «Deutsche Werft» только 10 марта 1944 г. Эту лодку постигла та же участь, что и U3501 — головную ПЛ XXI серии, строившуюся в Данциге — обе они были принесены в жертву пропагандистским целям. U2321 спустили 17 апреля к юбилею А. Гитлера в низкой степени готовности. В результате достройка на плаву растянулась на 2 месяца, и лодку сдали только 12 июня 1944 г. Дорогим оказался подарок фюреру.

Между тем военно-стратегическая обстановка в Европе претерпела значительные изменения и не в лучшую для Германии сторону. В марте 1944 г. Красная Армия освободила Николаев, а в апреле Одессу. Весной 1944 г. войска США провели успешную наступательную операцию в центральной Италии, 6 июня союзники открыли второй фронт на западе Франции. Итак, к лету 1944 г. планы строительства лодок XXIII серии на зарубежных верфях оказались под угрозой, потребность в прибрежных лодках, способными бороться с потоками снабжения для войск, действующих в Европе, возросла, а необходимость в подводных лодках для Черного моря теперь уже отпала.

1 июня 1944 г. принимается новая кораблестроительная программа Германии, предусматривавшая строительство 260 лодок XXIII серии. К концу 1944 г. ежемесячный темп сдачи должен был достичь максимума — 18 ПЛ. Затем по мере развертывания программы строительства средних лодок XXVI серии конструкции Г. Вальтера, темп сдачи «электролодок» XXIII серии предусматривалось постепенно снизить и с марта 1945 г. стабилизировать на уровне 10 ПЛ в месяц.

Подъем подводной лодки XXIII серии для осмотра. Завод «Germaniawerft»
Подъем подводной лодки XXIII серии для осмотра. Завод «Germaniawerft»

Однако уже вскоре после принятия Программы потребовалась ее корректировка. Оценив стремительное изменение ситуации на сухопутных фронтах, руководство Германии приняло решение полностью отказаться от сборки малых «электролодок» за рубежом и вернуть отправленные туда «сырые» секции и блоки с оборудованием. Компенсировать сокращение производственных мощностей должно было подключение к программе строительства лодок XXIII серии «Germaniawerft» в Киле, которая получила контракт на строительство 48 ПЛ: U-4701 — U4748. Согласно новой сентябрьской программе до конца 1945 г. предстояло построить 185 ПЛ XXIII серии, в том числе 56 в 1944 г.

По мере дальнейшей утраты Германией своего промышленного потенциала происходила корректировка и этой программы кораблестроения. Как и вся экономика третьего рейха, она сжималась подобно шагреневой коже. После потери Рура стал остро сказываться дефицит стали, которая прежде всего направлялась на изготовление танков. Не хватало квалифицированной рабочей силы, все больший урон наносили налеты авиации. Новым акцентом сентябрьской программы стал постепенный перевод сборки ПЛ XXIII серии с «Deutsche Werft» в бункеры-укрытия, находящиеся в районе Киля, где строительство лодок должно было вестись силами «Germaniawerft». В укрытии «Kilian» предполагалось производить установку в блоках оборудования и механизмов, а в укрытии «Conrad» — вести блочную сборку. С мая 1945 г. ПЛ XXIII серии планировалось строить только в защищенных железобетонных бункерах-укрытиях.

В ходе строительства предпринимались попытки усовершенствования ПЛ. С конца 1944 г. была начата облицовка корпусов лодок XXIII серии противогидролокаци-онным покрытием «Alberich», получившим свое название в честь обладателя шапки-невидимки из сказания о Нибелунгах. Покрытие представляло собой резиновые листы толщиной 4 мм с внутренними воздушными полостями (рупорами) и обеспечивало снижение уровня отраженного эхо-сигнала в диапазоне частот 10-18 кГц. Работы над подобными покрытиями начались в Германии для защиты от британских гидролокаторов еще в 1940 г. Однако их применение задержалось из-за ненадежности приклейки и падения эффективности покрытия, когда на глубине происходило обжатие воздушных рупоров.

К началу 1944 г. специалистам концерна «IG Farbenindustrie» удалось решить технологические проблемы нанесения покрытия. Надежность приклейки и эффективность покрытия «Alberich» на небольших глубинах были продемонстрированы на ПЛ U-480 VIIC серии, которая в августе 1944 г. провела успешную операцию в Ла-Манше. Это открыло дорогу применению противо-гидролокационного покрытия на лодках XXIII серии. Поскольку эти прибрежные ПЛ должны были действовать в основном на мелководье, снижение эффективности покрытия было незначительным и находилось в допустимых пределах.

Первой лодкой с покрытием «Alberich» должна была стать U-4709. Затем намечалось наносить покрытие ежемесячно на 2-3, а с апреля 1945 г. на 6 ПЛ. Однако облицовка покрытием оказалась достаточно трудоемкой операцией и для U-4709 затянулась до февраля 1945 г. Намеченные планы вновь остались нереализованными.

Испытания лодок XXIII серии проходили вполне гладко и в отличие от ПЛ XXI серии не преподнесли неожиданных сюрпризов. Существовавшие сомнения в прочности «восьмерочной» конструкции прочного корпуса были развеяны успешным погружением ПЛ U-2324 в январе 1945 г. на испытательную глубину 150 м (рабочая глубина погружения — 100 м, разрушающая — 250 м).

Проведенные в октябре-ноябре 1944 г. первые пробеги на мерной миле показали необходимость сокращения площади вырезов в оконечностях и на ограждении рубки. После ряда экспериментов остановились на ликвидации трети всех вентиляционных отверстий и шпигатов, что позволило U-3221 и U-2330 развить максимальную подводную скорость около 12,5 уз. Таким образом, у электролодок XXIII серии фактическая скорость полного хода оказалась на 0,5 уз меньше расчетной. Недобор скорости стал общей болезнью всех скоростных подводных лодок Германии — и «электролодок», и лодок Г. Вальтера. Сказывались недостатки методик расчетов ходкости и экспериментов, проводившихся Гамбургским и Венским опытовыми бассейнами.

Под ГЭД подкрадывания ПЛ XXIII серии показала скорость 4,8 уз и могла пройти до 215 миль с экономической скоростью 2,5 уз. При этом шумность лодки была столь мала, что ее практически невозможно было обнаружить корабельными шумопеленгатор-ными станциями.

В надводном положении ПЛ XXIII серии с трудом развивала скорость более 9 уз. Лодка, имевшая малый надводный борт, зарывалась носом в создаваемую волну, что приводило к резкому росту сопротивления. Надводная скорость новой малой лодки оказалась в 1,5-2 раза меньше скорости обычных малых и средних ПЛ. В ходе испытаний выяснилось, что под «шнорхелем» ПЛ XXIII серии может идти со скоростью около 11 уз, то есть быстрее, чем в надводном положении.

Испытания выявили и другую особенность ПЛ XXIII серии — чрезвычайно быстрое погружение. Система погружения была предельно упрощена. Достаточно было открыть клапаны вентиляции, и бескингстонные цистерны главного балласта (ЦГБ) за 20 сек. заполнялись водой. На ходу при использовании горизонтальных рулей полное погружение происходило всего за 14 сек. При этом лодка обычно имела крутой дифферент на нос. Эта особенность, полезная в боевых условиях, требовала от экипажа особой четкости в выполнении маневра погружения. Но она же оказалась роковой для лодки U-2331, которая затонула 10 октября 1944 г. в Данцигском заливе в районе города Хела (ныне польский город Хель). После подъема лодки было установлено, что экипаж пытался дать реверс, но это только усугубило аварийную ситуацию, и лодка уже не смогла всплыть на поверхность.

ПЛ XXIII серии продемонстрировали приемлемую управляемость, как в надводном, так и в подводном положении. При полной перекладке вертикального руля диаметр подводной и надводной циркуляции составлял около 300 м или 8,5 длин корпуса. Всего Германии удалось построить 63 ПЛ XXIII серии (U-2321 — U-2371 и U-4701 — U-4712), причем последний спуск (U-4714) состоялся на «Germaniawerft» в Киле 26 апреля 1945 г.

Дальше…
 

подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине
подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине
Home pageHomeИстория флотаГерманские электролодки XXI и XXIII серийГерманские электролодки XXI и XXIII серий ч.1, 2, 3, 4 подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине