Германские подлодки XXI и XXIII серий («электролодки»), ч.3 | История флота | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Германские подлодки XXI и XXIII серий («электролодки»), ч.3 | История флота | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине

подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине

Несостоявшееся наступление

Несмотря на все принятые меры по ускоренному созданию «электролодок», их участие в боевых действиях Второй мировой войны свелось лишь к эпизодическим операциям. Из почти 180 новых океанских и прибрежных «электролодок» очень немногие к концу войны находились в боеспособном состоянии и имели экипажи, завершившие полный курс боевой подготовки. Причинами столь длительной задержки введения кораблей в боевой состав стали неотработанность их оборудования и принятых технических решений, которые выявились в ходе испытаний и потребовали продолжительной доводки. Сложившаяся ситуация стала обратной стороной спешки при создании ПЛ. Кроме того техническая сложность и новизна приемов боевого применения океанских лодок XXI серии требовали больших сроков для подготовки их экипажей.

Однако с осени 1944 г. проведение боевой подготовки лодок стало для Кригсмарине «узким местом» для потока сдаваемых промышленностью лодок. Основные полигоны, где подводники осваивали практическое управление ПЛ, выполняли глубоководные погружения и проводили торпедные стрельбы, находились в Данцигском (Гданьском) заливе и в южной Балтике. С августа 1944 г. авиация союзников начала проводить в этих районах активные минные постановки. Тральные силы не справлялись с выпавшей на них нагрузкой по разминированию полигонов, и темп боевой подготовки резко снизился. Среди ПЛ XXI серии в марте-апреле 1945 г. к боевым действиям удалось подготовить только одну ПЛ U-2511. В начале мая должны были спешно завершить боевую подготовку еще 12 лодок XXI серии. Предполагалось, что они перейдут из тыловых баз Балтийского и Северного морей в Норвегию, чтобы оттуда прорваться в океан. Но 4 мая гроссадмирал К. Дениц отдал приказ всем лодкам, находящимся в море, прекратить боевые действия и возвратиться в базу. Планировавшееся вступление океанских «электролодок» в битву за Атлантику так и не состоялось.

В боевой поход успела выйти лишь U-2511, которой командовал корветенкапитан А. Шнее — автор оригинальной схемы размещения на подводных лодках торпедного вооружения (Схема «шнееоргел» с торпедными аппаратами в средней части корпуса, направленными в корму и развернутыми под углом к диаметральной плоскости. Схема прорабатывалась для ПЛ XXIB и XXIC серий, была принята на строившихся ПЛ XXVI серии). Первоначально ее выход намечался на 26 марта, однако сначала из-за повреждения на глубоководных испытаниях перископа, а затем из-за отказа дизеля поход дважды откладывался. Только 30 апреля U-2511 смогла покинуть Берген. 4 мая, когда был получен приказ о прекращении подводной войны, она находилась на переходе в районе Фарерских островов. U-2511 стала одной из немногих среди 45 германских ПЛ, находившихся в море а начале мая, которая сразу же подчинилась приказу своего главнокомандующего. Тем не менее, обнаружив в этот же день британский крейсер в охранении эсминца, «электролодка» заняла позицию атаки, но стрелять не стала и скрылась, оставшись так и необнаруженной.

Еще одна лодка XXI серии в те же дни имела боевое соприкосновение с противником. Это была U-3008 под командованием капитан-лейтенанта Х. Мансека, вышедшая 3 мая из Вильгельмсхафена и направлявшаяся в южную Норвегию. В проливе Скагеррак она обнаружила большой британский корабль и попыталась выйти на него в атаку. Однако, учитывая предстоящую капитуляцию, командир U-3008, как и А. Шнее, отказался от применения оружия.

Подводные лодки U-2502, U-3514 и U-2518после капитуляции. Лето 1945 года.
Подводные лодки U-2502, U-3514 и U-2518после капитуляции. Лето 1945 года.

Но не всем «электролодкам» посчастливилось в первые майские дни добраться до норвежских баз. Около десятка ПЛ XXI серии, пытавшихся спастись от захвата бегством в Норвегию, было потоплено авиацией союзников в балтийских проливах. В отличие от океанских «электролодок» более простая конструкция и привычная тактика боевого использования ПЛ XXIII серии позволили экипажам сравнительно быстро освоить их. Поэтому малые «электролодки» приняли реальное участие в боевых действиях. Начиная с февраля 1945 г., они совершили 10 походов из норвежских баз Северного моря Кристиансанн и Ста-вангер к восточному побережью Британии и к устью Темзы. Их действия оказались вполне успешными. Малые «электролодки», имевшие только по 2 торпеды, потопили 4 грузовых судна и несколько судов повредили, а сами потерь не имели. Характерно, что продолжительность походов лодок XXIII серии, как правило, достигала месяца, что втрое превышало проектную автономность. Командиры так отзывались о них: «...это идеальная лодка для непродолжительных действий вблизи побережья. Она быстроходна, обладает хорошей маневренностью, проста в управлении. Незначительные размеры лодки затрудняют возможность обнаружения ее противником. Он может лишь предполагать о присутствии лодки, но установить точно ее местоположение трудно».

После получения 4 мая 1945 г. приказа о прекращении войны на море командиры лодок XXIII серии проявили упорство и продолжили охоту на противника. Они остались в море даже после повторного приказа от 7 мая, предписывшего всплыть, донести по радио свои координаты и следовать в назначенный порт в надводном положении. Так командир U-2336 корветен-капитан Э. Клусмеер, один из разработчиков тактики «электролодок», 8 мая атаковал конвой у входа в залив Ферт-оф-Форт. Одним залпом он потопил норвежское судно «Sneland I» и британское «Avondale Park», a затем благополучно уклонился от британских поисковых групп, пытавшихся обнаружить ПЛ. Эта атака стала последним успехом германских подводных лодок во второй мировой войне.

Еще одна ПЛ XXIII серии U-2326 (командир оберлейтенант К. Джобст) также не подчинилась приказу от 7 мая. Она безрезультатно находилась на боевой позиции до 10 мая, после чего вернулась в базу в подводном положении.

После объявления о капитуляции экипажам, находившихся в базах, ПЛ предписывалось сдаться английским военным властям для последующего перевода лодок в пункты сбора германских кораблей на Британских островах. В начале мая 186 ПЛ подчинились приказу и капитулировали, а 224 лодки были затоплены собственными экипажами. «Электролодки» разделили судьбу всего подводного флота. Около 90 ПЛ XXI серии и 27 лодок XXIII серии были затоплены самими немцами, а 17 океанских и 25 прибрежных «электролодок» капитулировали.

Английские моряки в торпедном отсеке ПЛ U-3008. Киль, май 1945 года.
Английские моряки в торпедном отсеке ПЛ U-3008. Киль, май 1945 года.

В начале 1946 г. 110 капитулировавших германских ПЛ были собрали в североирландском заливе Лох-Райн. Там из них комплектовали группы, которые выводили в море и топили в 30 милях к северу от мыса Малин-Хед. Когда затопление шло медленно в дело включался польский эскадренный миноносец «Blyskawica», британская подводная лодка или авиация. 20 января 1946 г. операция по уничтожению германского подводного флота была полностью завершена.

По соглашению о разделе германского флота Великобритания, СССР и США получили по 10 подводных лодок, которые использовались главным образом для изучения их конструкции, опыта и достижений германского подводного кораблестроения. Естественно, наибольший интерес для победителей представляли корабли новых типов — «электролодки» и опытные ПЛ Г. Вальтера. Из них в долю Великобритании вошли океанские «электролодки» U-2518 и U-3017 ХХI серии, U-2326 и U-2348 ХХIII серии, а также ПЛ U-1407 XVIIB серии. Вскоре Великобритания передала половину полученных ею «электролодок» Франции. U-25I8 и U-2326 были укомплектованы французскими экипажами и стали испытываться по самостоятельной программе. Но уже 6 декабря 1946 г. U-2326 затонула вблизи Тулона. Причина гибели осталась неизвестной. U-2518 находилась в составе французского флота под названием «Roland Morillot» до 1968 г.

В ноябре 1945 г. англичане привели в Лиепаю подводные лодки, подлежащие передаче Советскому Союзу. Среди них были четыре ПЛ XXI серии (U-2529, U-3035, U-3041 и U-3515) и одна лодка ХХIII серии U-2353. Все пять «электролодок» вошли в состав Балтийского флота (с 1946 г. 4-го ВМФ). В 1946-1948 гг. Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения ВМФ провел разносторонние натурные испытания подводных лодок XXI (Н-29, бывшая U-3035) и ХХIII (Н-31, бывшая U-2353) серий, результаты которых использовались при создании отечественных дизель-электрических лодок первого послевоенного поколения.

В 1955 г. трофейные лодки XXI серии, доставшиеся Советскому Союзу, были выведены из боевого состава флота и использовались в качестве блокшива (U-3515), плавучих зарядовых станций (U-2529 и U-3035) и опытовой ПЛ (U-3041). В 1958-1959 гг. все электролодки кроме U-3515 были исключены из состава флота и переданы на слом. U-3515 использовалась в качестве учебно-тренировочной станции вплоть до 1972 г. Малую «электролодку» Н-31 сдали на слом в 1963 г.

Кроме лодок, полученных по соглашению о разделе германского флота, наши войска захватили в Данциге на стапелях верфи «Schichau» 20 недостроенных ПЛ XXI серии и значительное количество блоков, приготовленных для сборки лодок. Летом 1945 г. подводные лодки с номерами от U-3538 до U-3557 были спущены на воду и переведены в Советский Союз. Их предполагалось достроить по проекту 614 с использованием вместо недостающего оборудования комплектующих отечественного производства. Эти работы велись под руководством В.Н. Перегудова (будущего главного конструктора первой советской атомной ПЛ проекта 627), а затем П.С. Савинова. Но под давлением бывших союзников советское руководство отказалось от планов введения этих лодок в состав флота. U-3538 — U-3540, находившиеся в наибольшей степени готовности, затопили в августе 1947 г. в Балтийском море в 20 милях к северо-западу от маяка Ристна. Остальные лодки в 1947-1948 гг. сдали на разборку.

Подводная лодка Н-31 (бывшая U-2553 XXIII серии) советского ВМФ
Подводная лодка Н-31 (бывшая U-2553 XXIII серии) советского ВМФ

Американцы взяли для изучения океанские «электролодки» U-2513 и U-3008, а также экспериментальную ПЛ Г. Вальтера U-1406. Прибрежные электролодки не заинтересовали ВМС США, которые в силу географических условий своей страны делали ставку на океанские субмарины.

США, как и другие страны, провели тщательное изучение трофеев и натурные испытания полученных подводных лодок в Ки Уест во Флориде. «Электролодки» стали открытием для американских специалистов. Достигнутое немецкими конструкторами на ПЛ XXI серии сочетание высоких боевых характеристик стало для них неожиданностью. Особенностью американского подхода являлось пристальное внимание к акустическим характеристикам германских лодок. Были замерены уровни шумности ПЛ XXI серии и определены дальности взаимного обнаружения «электролодок» и противолодочных кораблей. Благодаря применению эффективной амортизации и хорошим акустическим качествам механизмов шумность «электролодок» под моторами подкрадывания оказалась намного ниже, чем у американских эскадренных ПЛ. Даже на высоких скоростях под главными электродвигателями обтекаемые обводы, минимум выступающих частей и малошумные гребные винты обеспечивали значительное преимущество «электролодок» по акустическим характеристикам. Кроме исследования шумности ПЛ XXI серии США провели замеры уровней отражения гидролокационных сигналов, которые также продемонстрировали преимущества «электролодок».

По специальной программе изучались ходовые и маневренные качества трофейных лодок. Отдавая должное достижениям германского кораблестроения в пропульсивных качествах, американские специалисты отметили худшую маневренность «электролодок» и их избыточную устойчивость в вертикальной плоскости.

Среди других недостатков указывалось на чрезмерную сложность и неудачную конструкцию системы гидравлики, малый ресурс механизмов и особенно аккумуляторной батареи. Последнее привело к тому, что в результате интенсивной эксплуатации уже к середине 1947 г. обострилась проблема поддержания полученных Соединенными Штатами ПЛ XXI серии в работоспособном состоянии.

Подводная лодка U-3008 в составе ВМС США. Июль 1947 г.
Подводная лодка U-3008 в составе ВМС США. Июль 1947 г.

Первой из эксплуатации пришлось вывести U-3008, у которой кроме всего прочего обнаружилась течь по сварному шву прочного корпуса в труднодоступном районе под кормовой аккумуляторной батареей. Оборудование и механизмы U-3008 использовались для U-2513, которая с марта по сентябрь 1947 г. проходила заводской ремонт. Интересно отметить, что американские специалисты определили для подводных лодок XXI серии межремонтный период всего в 15 месяцев — таковы были последствия германского подхода к этим подводным лодкам, как к расходному оружию.

В июле 1949 г. завершилась эксплуатация последней «электролодки» U-2513. До начала 50-х годов обе лодки XXI серии находились на приколе, а затем использовались для испытаний морского оружия. В ходе этих экспериментов U2513 .была потоплена в октябре 1951 г., a U3008 — полностью разрушена к июлю 1954 г.

Завершиться истории «электролодок» было суждено там же, где она и началась — в Германии. Ее последняя страница открылась во второй половине 50-х годов, когда ФРГ приступила к возрождению своего подводного флота. В августе 1956 г. со дна балтийских проливов были подняты две ПЛ XXIII серии U-2365 и U-2367. Несмотря на одиннадцатилетнее пребывание на пятидесятиметровой глубине обе лодки хорошо сохранились. До осени 1957 г. лодки прошли восстановительный ремонт, в ходе которого на них установили современные гидролокационные станции и различные устройства. После этого обе малые лодки вошли в состав западногерманского флота и использовались в качестве учебных кораблей для подготовки моряков-подводников. Восстановленные малые «электролодки» получили обозначение «тип 240». При этом U-2365 стала называться «Hai» («Акула» — нем.), a U2367 — «Hecht» («Щука» — нем.). Помня о гибели U-2326 в 1946 г., их рабочую глубину погружения по соображениям безопасности ограничили 80 метрами.

В 1957 г. в районе Фленсбурга подняли еще одну затопленную «электролодку» — на этот раз океанскую ПЛ XXI серии U-2540. За ее восстановление в первоначальном виде взялась кильская верфь «Howaldtswerke». Но осенью 1958 г. намерения Бундесмарине изменились, и было решено переоборудовать U-2540 в опытную ПЛ для испытаний новой техники. Она оснащалась дизель-генераторной энергетической установкой, аналогичной принятой на первых послевоенных германских ПЛ типа 201. В носовом отсеке сохранили только 2 торпедных аппарата с запасными торпедами, а вместо остальных оборудовали жилые помещения. В смежном жилом отсеке разместили радиоэлектронную аппаратуру новых средств наблюдения и связи. В кормовом отсеке оборудовали шлюзовую камеру для водолазов. Переоборудованная таким образом U-2540 вошла в состав Бундесмарине только в сентябре 1960 г., под наименованием «Wal» (тип 241). В последующие годы в рамках различных опытовых работ лодка несколько раз переоборудовалась, изменяя свой внешний облик. В 1984 г. лодку под наименованием «Wilhelm Bauer» установили в Музее немецкого мореплавания.

В 1961 и в 1964 годах «Hai» и «Hecht» также прошли переоборудование. На них, как и на ПЛ типа 201, применили дизель-генераторные установки. Но судьба бывшей U-2365 сложилась трагически. 14 сентября 1966 г. «Hai» погибла в Северном море в районе Доггер-банки во время штормового перехода в надводном положении. Причиной гибели стало поступление воды в дизель-генераторное помещение. Малая ПЛ не могла противостоять 9-балльному шторму.

Более удачливая «Hecht», находившаяся тогда вместе с «Hai» в бушующем море, прослужила в составе Бундесмарине до 1968 г.

Дредноут подводного кораблестроения

Жизнь подавляющего большинства германских «электролодок» оказалась очень короткой — чуть больше года. Продемонстрировать свои качества в бою им не удалось. И тем не менее они оказали огромное влияние на подводное кораблестроение, задав направление развития всех послевоенных дизель-электрических подводных лодок. Еще в 40-х годах сразу после окончания войны изучение конструкции и проведение всесторонних испытаний трофейных «электролодок» XXI и XXIII серий продемонстрировали союзникам по антигитлеровской коалиции какой качественный скачок совершило германское подводное кораблестроение в конце Второй мировой войны. К середине 40-х годов оно, безусловно, являлось мировым техническим лидером, далеко обогнавшим кораблестроение других морских держав. «Электролодки» совершили технический переворот, который разделил подводные лодки на корабли двух эпох — до создания XXI серии и после него. Фактически ПЛ XXI серии сыграли ту же роль, что и в свое время британский линкор «Dreadnought», в одночасье сделавший морально устаревшими целые эскадры броненосцев. Приоритет подводных качеств в архитектуре и других проектных решениях, мощная электроэнергетическая установка подводного хода, «шнорхель», эффективные средства поиска и целеуказания стали неотъемлемой частью послевоенных дизель-электрических подводных лодок.

Фактическая сдача флоту подводных лодок XXI серии

Период Сборочные верфи Всего
«Blohm & Voß»
(U-2501 и последующие)
«Deschimag AG Wezer»
(U-3001 и последующие)
«Schishau»
(U-3501 и последующие)
1944 июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
1
2
3
6
9
3
10

2
2
4
5
2
11

2
1
2
4
4
7
1
6
6
12
18
9
28
1945 январь
февраль
март
апрель
4
6
2
1
7
8
2
5

4
16
14
8
1

По результатам изучения германского опыта США осуществили программу GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power), в рамках которой в несколько этапов были модернизированы остающиеся в строю лодки военных лет постройки. Их подводная автономность и скорость были существенно увеличены, все боевые лодки оснащались «шнорхелем». В начале 50-х годов с учетом опыта реализации программы GUPPY создаются эскадренные ПЛ ВМС США типа «Tang», обладавшие подводной скоростью 17 уз, а затем в 1956 г. их модифицированная версия — лодки типа «Darter». Непосредственным прототипом для ПЛ типа «Tang» послужили лодки XXI серии.

Правда, широкого развития в ВМС США дизель-электрические лодки так и не получили. Став пионерами в ядерном кораблестроении, США взяли курс на создание исключительно атомного подводного флота. С 1959 г. строительство боевых дизель-электрических ПЛ в США не ведется.

После окончания войны Великобритания, используя германский опыт, также приложила усилия по превращению ПЛ в действительно подводные корабли. Но в отличие от США бывшая владычица морей весьма серьезно отнеслась к ПЛ Г. Вальтера, посчитав «электролодки» промежуточным этапом в эволюции подводного кораблестроения. И только самостоятельно пройдя все стадии создания парогазотурбинных энергетических установок, британский флот оценил не только достоинства, но и недостатки и техническую сложность этих лодок. К моменту окончания работ по парогазотурбинным лодкам еще большие возможности для подводного кораблестроения открыла атомная энергетика. Это и поставило крест на парогазотурбинном направлении энергетики подводных лодок.

Тем не менее в начале 50-х годов Королевский флот вновь обратил внимание на дизель-электрические лодки, обладавшие относительной простотой и умеренной стоимостью создания и эксплуатации. К 1956 г. Великобритания разработала свою версию «электролодки» — ПЛ типа «Porpoise» . До 1961 г. построили восемь таких ПЛ, после чего развернулось строительство более многочисленной серии усовершенствованных ПЛ типа «Oberon».

В Советском Союзе также высоко оценили технические достижения германского подводного кораблестроения. Кроме того, в начавшемся противостоянии «холодной войны» СССР и стран Запада стало очевидно, что для советских ПЛ задачи и условия боевого использования будут весьма сходны с теми, что стояли перед германским подводным флотом в период Второй мировой войны. Это определялось схожестью геополитического положения СССР и Германии, соотношения боевых потенциалов их флотов и ВМС противников. Советские подводные лодки являлись единственным классом боевых кораблей, способным реально противостоять значительно более мощным и многочисленным ВМС Запада. Действительно, лишь подводные лодки могли угрожать трансатлантическому транспортному мосту, связывавшему наиболее мощную, но расположенную за океаном западную державу США с потенциальным театром военных действий в Европе. Это обусловило восприимчивость советского военно-морского флота не только к техническим решениям, но и к опыту оперативно-стратегического использования лодок, их роли и значению в системе сил флота. Поэтому в послевоенный период был взят курс на создание крупной группировки дизель-электрических ПЛ, строившихся по проектам 611 (большая ПЛ) и 613 (средняя ПЛ). Всего было построено 26 ПЛ проекта 611 и 215 ПЛ проекта 613.

Учебно-тренировочная станция УТС-3 (бывшая U-3515 XXI серии) перед разборкой на металл
Учебно-тренировочная станция УТС-3 (бывшая U-3515 XXI серии) перед разборкой на металл

В техническом плане эти лодки создавались под большим влиянием принципиальных проектных решений «электролодок» XXI серии. Фундамент для использования германского опыта был заложен при разработке проекта достройки трофейных лодок XXI серии (проект 614). Именно тогда советские конструкторы-подводники изучили и проанализировали технические особенности электролодок. Как и в других странах, у нас была воспринята «подводная концепция использования», обеспечивающая защиту от обнаружения радиолокаторами противолодочных самолетов и кораблей. Поэтому на лодках проектов 611 и 613 была принята практически та же принципиальная схема построения энергетической установки с мощной электроэнергетической составляющей. В большой степени были восприняты архитектурные решения германских «электролодок» — форма наружного и прочного корпусов, кормового оперения, компоновочные решения по размещению гидроакустических антенн и формообразованию их обтекателей. Впоследствии хорошо зарекомендовавшая себя компоновка кормовой оконечности и схема винторулевого комплекса использовались и на атомных подводных лодках I поколения, имевших двухвальную энергетическую установку. На послевоенных лодках отказались от обеспечивающих надводную мореходность развала бортов носовой оконечности, подъема носовой надстройки и широкой плоской палубы. В результате обводы корпуса стали более соответствовать условиям подводного плавания.

В наибольшей степени опыт германского подводного кораблестроения нашел применение при создании первых послевоенных лодок проекта 613 (главные конструкторы: до конца 1946 г. — В.Н. Перегудов, Я.Е. Евграфов, с 1950 г. — З.А. Дерибин). В районах носового и кормового аккумуляторных отсеков прочный корпус имел форму «восьмерки». Однако в отличие от германских лодок нижний сегмент «восьмерки» использовался для размещения не только аккумуляторов, но и топливных цистерн. Поэтому на средних ПЛ проекта 613, имевших водоизмещение 1050 м³, устанавливали только две группы аккумуляторов.

Кроме того в проектах послевоенных советских дизель-электрических лодок применялись и другие технические и технологические решения из арсенала германского подводного кораблестроения:

  • устройство работы дизеля под водой (устройство РДП — «шнорхель»);
  • наружные шпангоуты прочного корпуса;
  • штампосварные концевые сферические переборки прочного корпуса;
  • принципы размещения основных антенн гидроакустических станций и формирования обводов их обтекателей; изготовление обтекателей из нержавеющей стали;
  • аварийное продувание ЦГБ воздухом высокого давления без дросселирования и повседневное продувание выхлопными газами дизелей;
  • развитая общесудовая система гидравлики и широкое применение гидроприводов;
  • система беспузырной торпедной стрельбы;
  • применение воздушной системы бесшумной перегонки воды между носовыми и кормовыми дифферентными цистернами;
  • широкое применение амортизации механизмов и оборудования;
  • химические станции регенерации воздуха.

Были и другие заимствования из германского опыта, но более локального характера. Так, например, на подводных лодках проекта 611 (главный конструктор С.А. Егоров) устанавливался перископ С-2 немецкого производства, который позволял командиру изменять высоту подъема, сохраняя постоянным возвышение окуляра над уровнем воды. При этом командир лодки мог производить круговой обзор, находясь на специальной площадке, вращавшейся вместе с перископом при помощи гидропривода.

Несмотря на столь обширный перечень хотелось бы предостеречь читателей от упрощенного и вульгарного подхода, согласно которому послевоенные советские подводные лодки были скопированы с германских «электролодок». Как раз нет. В Советском Союзе в середине 40-х годов имелась своя школа проектирования, основанная на собственных взглядах, традициях и принципах. Именно поэтому отечественные лодки сохранили целый ряд черт национальных подходов, на которые не повлиял германский опыт. В частности, был обеспечен одноотсечный стандарт непотопляемости, сохранена система отсеков-убежищ для спасения экипажа аварийной ПЛ. При сохранении общей архитектурно-компоновочной схемы оконечности и на больших подводных лодках проекта 611, и на средних подводных лодках проекта 613 советские конструкторы разместили кормовые торпедные аппараты, что расширяло спектр тактических приемов боевого использования лодок. На лодках первых серий сохранялось зенитно-артиллерийское вооружение.

Значительный отпечаток налагали технические и технологические возможности отечественной промышленности, что в частности определило меньшую скорость полного подводного хода. Не был воспринят подход к подводной лодке, как расходному оружию с ограниченным сроком службы и допустимостью эксплуатационных потерь ради достижения высоких боевых качеств. Концепция «корабля военного времени» не могла быть приемлема в послевоенный период для разоренной войной страны. Каждая лодка имела большую боевую ценность и создавалась для длительного использования.

Не все подходы к использованию германского опыта можно считать оправданными, но это только подтверждает наличие у отечественного подводного кораблестроения собственных взглядов к формированию шкалы ценностей и системы приоритетов боевых и эксплуатационных качеств подводных лодок.

Подводя итог обзора влияния «электролодок» на подводное кораблестроение в послевоенные годы, можно отметить, что ведущим морским державам потребовалось 5—10 лет на то, чтобы повторить путь пройденный Германией за несколько военных лет. Технологические же новации, обеспечивавшие массовое строительство «электролодок» за короткое время, так и не были повторены ни одной страной мира. Невозможно переоценить то влияние, которое оказали «электролодки», и особенно ПЛ XXI серии на все подводное кораблестроение. Практически во всех флотах они послужили прототипом для создания дизель-электрических лодок первого послевоенного поколения. И позже, когда во второй половине 50-х годов начался переход к атомным энергетическим установкам, в архитектурно-конструктивном облике и технических решениях первых атомных подводных лодок прослеживались родственные корни с ПЛ XXI серии.

Но и после того, как атомные ПЛ стали главными кораблями флотов ведущих морских держав, дизель-электрические лодки выжили. Их отличает умеренная стоимость создания и эксплуатации, а, следовательно, доступность даже для стран с небольшими флотами. Достаточно высокие боевые качества при малых размерениях и водоизмещении делают их достаточно эффективным средством сдерживания в региональных конфликтах. Они более приспособлены к действиям в мелководных районах, внутренних морях и в районах естественных узкостей, экологически безопасны. Эти качества обеспечили дизель-электрическим лодкам свою «нишу» во многих современных флотах. При этом на протяжении всех пятидесяти послевоенных лет принципы, заложенные в саму концепцию «электролодок» оставались практически неизменными у всех дизель-электрических ПЛ. После революционного скачка, каким стали лодки XXI серии, происходило эволюционное совершенствование дизель-электрических ПЛ, продолжающееся до настоящего времени. И только ожидаемое появление анаэробных установок может стать для неатомньгх ПЛ столь же этапным шагом, как в свое время создание «электролодок».

Литература

  • Бережной С.С. Трофеи и репарации ВМФ СССР. Справочник. Якутск, 1994.
  • Дениц К. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне. М.: «Воениздат», 1964.
  • Малинин Б.М. Современные тенденции развития подводной лодки. 1947 г. В сб. «Борис Михайлович Малинин (к 100-летию со дня рождения)». Л.: ЦКБ МТ «Рубин», 1990.
  • Очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 3, кн. 1 История проектирования и строительства подводных лодок. Дизель-электрические подводные лодки периода 1945—1971 годов. Л.: ЛПМБ «Рубин», 1986.
  • Kohl F., Rossler E. The Type XXI U-Boat . Annapolis: «Naval Institute Press».
  • Friedman N. Submarine Design and Develop-ment. London: «Conway Maritime Press Ltd», 1984.
  • Friedman N. U.S. submarines since 1945: an illustrated design history. Annapolis, Maryland: «U.S. Naval Institute», 1994.
  • Rossler E. The U-boat. The evolution and technical history of German submarines. London/ Melburn: «Arms and Armour Press», 1981.
  • Tarrant V.E. The last year of the Kriegsmarine. May 1944 — May 1945. Annapolis, Maryland: «U.S. Naval Institute», 1994.

Дальше…
 

подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине
подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине
Home pageHomeИстория флотаГерманские электролодки XXI и XXIII серийГерманские электролодки XXI и XXIII серий ч.1, 2, 3, 4 подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине